Убьет ли беспилотный автомобиль Яндекса профессию таксиста?

17-01-2020

Пассажирские перевозки – одна из самых популярных профессий современности. Спрос на услуги водителя в больших городах присутствует стабильно, учиться для получения прав нужно не более пары месяцев, практику можно проходить в повседневной жизни. Тем не менее, технологии уже сегодня грозят аннулировать потребность транспорта в живых водителях. Пока большинство компаний тестируют свои разработки где-то далеко за бугром, Яндекс многие свои эксперименты проводит в России, заставляя некоторых таксистов неприкрыто нервничать.

Как подвигается разработка?

Вся история началась сравнительно недавно – лишь летом 2017 года компания показала первый ролик о том, что разрабатывает прототип собственного беспилотного автомобиля. Впрочем, одними словами дело не закончилось – уже в ноябре того же года Яндекс показал, как его детище ведет себя в условиях заснеженной трассы.

Не прошло и года с первого анонса, как инженеры решили проверить агрегат в реальных условиях и ненадолго выпустили его на улицы Москвы в феврале 2018 года. В июне того же года машину ждало куда более масштабное испытание, которое она успешно прошла – надо было проехать без водителя от столицы до Казани. Во второй половине года беспилотное Яндекс.Такси стали тестировать с настоящими случайными пассажирами в небольших наукоградах – Иннополисе (с августа) и Сколково (с октября). Здесь новшество уже можно было вызвать через приложение и протестировать любому желающему. В этот момент все поняли, что работа в такси водителем оказалась под угрозой.

В январе 2019 года новомодный автомобиль катал посетителей выставки CES. В течение года о желании сотрудничать с Яндекс заявили Hyundai и Kia, тестирование начали проводить и в Израиле. Громких новостей стало меньше, но интенсивность испытаний увеличивалась: за предыдущие полтора года автопилотные машины Яндекса суммарно проехали всего 100 тысяч километров, а за первые девять месяцев 2019 – уже 900 тысяч километров.

Что будет дальше?

Сама компания Яндекс особо не афиширует свои дальнейшие планы, но перспективы открываются радужные для гиганта и нерадужные для таксистов. Не имея собственных автомобильных заводов, разработчик занимается только технологией, но автопроизводители уже заинтересовались. Наладив выпуск автопилотов Яндекса, они будут ориентироваться преимущественно на страны присутствия компании, в первую очередь – на Россию.

В областных центрах у таксистов пока точно есть хотя бы одно десятилетие, но вот в Москве и Питере запуск первых такси без водителя возможен уже в течение двух-трех лет.